Основные мотивы вышивки украинского народа

Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
На протяжении многовековой истории искусства вышивки непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше. Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте подольских вышивок встречается мотив «кривульки», или «бесконечника», известного еще со времен трипольской культуры, т. е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Зигзагообразный меандровый орнамент встречается в вышивках западных районов Подолии. К этому виду орнаментальных мотивов принадлежат «сосенки», «хвощ» и «перерывы», распространенные в южных и западных районах Подолии. Известный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.
В основе растительного орнамента лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как «виноград», «хмель», «дубовые листья», «барвинок» и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив «барвинка» является символом неувядающей жизни, узор «яблочный круг», разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете – символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев или веток.
В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц – петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых – муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, чешуя карпа, бараньи рога и др.
Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.
Народная художественная вышивка Украины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждой области она имеет свои отличия. Рассмотрим характерные особенности вышивки разных районов Украины.
Художественные вышивки Полтавщины многогранны по технике исполнения, формам узора, логике построения. Для полтавских сорочек характерны такие швы: крестик, путаный крестик, двойной прутик, зубчики, мережка, прутиковая мережка, вырезывание, счетная гладь, выкалывание, долбленка, ляховка в один и больше рядов, верхоплут (верхошов), вафельки, цепочки и др. Узоры выполняются отдельными швами и сочетанием нескольких швов. Искусно, с высоким художественным вкусом подобранные сочетания швов образуют очень красивые узоры. Так, сочетание лиштвы с мережками или вырезыванием дает один из наиболее художественно совершенных типов вышивки, получивший особенно широкое распространение на Полтавщине.
Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшалась белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания – шов «вперед иголкой», «крестик», шов «позади иголки».
Техника вышивания Харьковской, Ворошиловградской областей имеет много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях республики, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.
Вышивки Полесья – простые и четкие по композиции. Ромболоманая линия геометрического мотива повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону полотна – графически четкая.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Кроме вышивки крестиком в этой области распространена также техника «занизывания», или «заволакивания» (локальные термины). Это одна из древнейших техник, полностью имитирующая узорчатое челночное ткачество. Узоры геометрические, очень четкие и простые по композиции. Ромболоманая линия геометрического мотива повторяется ритмически в виде ленты, тянущейся в горизонтальном или вертикальном направлении. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной ниткой на бело-сером фоне полотна. Одноцветные вышивки северной Волыни поражают своей изысканной. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Шитье поверхностное – крестик, гладь, прутик. Черный цвет сочетается с самыми разнообразными комбинациями красного, чем достигается большой колористический эффект. Рельефность мотивов отходит на второй план, прежде всего бросается в глаза колоритность орнамента. Вышивки становятся более живописными.
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Для того чтобы усилить общую выразительность вышивки, в ней используются главным образом два или более типов швов. Например, в одной композиции сочетаются швы прозрачные (выкол, вырезывание, мережка) с плотным настиланием или другим видом счетной глади. Рукав с сорочкой соединяется широким мережаным цветным орнаментом, так называемой черниговской расшивкой. Такая же расшивка соединяет уставку и станок с воротником. Полосатый орнамент размещается на уставках отдельными или сплошными полосами по рукаву. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного.
В Черниговской области женские и мужские сорочки мережатся прутиком так, как и в Подолии,– прозрачной мережкой («шабаком»), красными и черными нитками. Набор очень мягкими смежными стежками, напоминающий бисерные вышивки, характерен для черниговских и киевских сорочек.
Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризованный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины – белый, кораллово-красный, оттененный черный. Встречаются также желтый цвет, изредка серовато-голубой. Сорочки украшают гладью, занизыванием, набором и крестиком.
В южных районах Украины техника вышивания имеет много общего с устоявшимися формами вышивки центральных областей республики, которая представляет собой сочетание орнаментальных мотивов и техник вышивания разных местностей, однако ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, исполняемые полукрестиком или крестиком. Это объясняется тем, что население здесь смешанное в национальном отношении. Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.
Для подольских сорочек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является мережение паучками, которым примереживают уставки на рукава, клинцы. Используется и цветная мережка – «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет – черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже – двух- и трехцветные.
На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчато­бумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.
Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные – вышивка росписью, шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
Своеобразным центром искусства вышивания в Подолии является село Клембовка. Клембовчанки одни из первых на Украине получили звание мастеров народного творчества. Художественные изделия фабрики «Женский труд» известны во всем мире, они экспонируются на разных выставках и международных ярмарках, неоднократно им были присуждены золотые медали.
Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья (кроме определенных общих черт) является большое количество отдельных частей региона со своими колоритом и специфическими особенностями. В прошлом почти каждое село отличалось от других своеобразием вышивки, богатством орнаментальных композиций и неповторимостью цветов. Так, в вышивках села Космачи преобладает осенняя гамма цветов, а в верховинских узорах – гамма синих и фиолетовых.
В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах области орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость. Вышитые сорочки колористически разнообразны.
На Буковине (Черновицкая обл.) кроме геометрических и растительных мотивов используются зооморфные, вышиваемые гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученым швом. Вышивальный материал – бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки, металлические блестки.
Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск. Наблюдается некоторое изменение построения гуцульских мотивов – вместо ленточной композиции все чаще за основу берется какой-нибудь один центральный мотив.
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в различных техниках исполнения. Преобладают техника «заволакивания» и вышивание крестиком, часто также применяются вырезывание и шитье. Цветовая гамма вышивок довольно широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет – черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.
Развитие современного народного искусства обусловливается характером и требованиями научно-технического прогресса. Промышленность уже давно удовлетворяет потребности людей в одежде. Домашнее ткачество и вышивание играют вспомогательную роль и ограничиваются художественно-декоративной функцией.
Ускоренный ритм современности, появление новых видов и форм проведения досуга, рождение новых культурных традиций влияют и на характер вышивки. Исследователи отмечают тенденцию к некоторому упрощению и лаконизации орнамента.
В последнее время значительное распространение приобрела машинная вышивка, которая широко применяется при отделке некоторых видов одежды, в швейной промышленности, а также при изготовлении декоративных тканей большого размера. Наследуя отдельные образцы народного орнамента, машинная вышивка не может заменить ручную, а развивается своим путем в соответствии с особенностями машинной техники.
Как традиционное народное творчество и как творчество профессиональных художников вышивка успешно развивается и приобретает новые декоративные черты.
Художественную вышивку широко и разнообразно применяют для украшения одежды, а также современного интерьера. Наряду с традиционными атрибутами украшения жилища (скатерти, дорожки и др.) заметное развитие приобрело искусство изготовления тематических панно с вышитыми портретами знаменитых людей, изображениями памятных дат и советской эмблематики – серпа и молота, государственного герба, пятиконечной звезды. Широко используются декоративные шторы, занавеси для общественных помещений, залов, столовых.
Благодаря совместному труду народных мастеров и художников-профессионалов украинская вышивка всесторонне развивается, широко входит в художественную промышленность, находит применение в быту города и села. Вышивальщицы все свои силы отдают работе над произведениями, достойными величественных свершений нашего народа, а лучшие традиции национального искусства золотым дождем вливаются в общую сокровищницу искусства.


Литература:
Гасюк Е. О., Степан М. Г. "Художественное вышивание", Киев, 1986 г.


Украина
г. Трускавец
e-mail: info@valet.com.ua
Вербовский Леонид Анатольевич
Разработка и дизайн: Valet
Трускавец   |   Вышивка Ленин в Смольном   |   Вышивка Княжна Тараканова   |   Карта сайта   |   На главную